Почему китайские маркетплейсы запрашивают налоговые данные покупателей из Мексики
Наши читатели заметили, что китайские маркетплейсы начали запрашивать налоговые данные мексиканских покупателей. Теперь Ali Express, Shein и Temu при оформлении заказа с доставкой в Мексику просят указать индивидуальный код CURP или налоговый номер RFC, и без этих данных заказ оформить невозможно. Связано это с тем, что с 1 января 2025 года вступили в силу новые правила внешней торговли, которые увеличивают до 19% ввозную пошлину на товары, поступающие из стран, с которыми у Мексики нет торговых соглашений. К таким странам относится и Китай.
Среди основных «пострадавших» — китайские маркетплейсы, оказывающие значительное влияние на потребительский рынок Мексики. Затронуты будут и американские Amazon, EBay и Walmart. Однако американцы получат определенную выгоду от USMCA, торгового соглашения, подписанного между Мексикой, Канадой и Соединенными Штатами. Для них ввозная пошлина будет ниже — 17% на товары, стоимость которых составляет от 50 до 117 долларов США, а для товаров стоимостью от 1 до 50 долларов продолжит применяться тариф 0%.
Мы также писали, что с 1 января 2025 года все товары, пересылаемые с маркетплейсов в Мексику, независимо от их стоимости, будут облагаться НДС 16%. Раньше НДС выборочно начислялся только на товары стоимостью выше 50 долларов.
Для того, чтобы иметь возможность поставлять товары в Мексику, иностранные платформы интернет-торговли должны зарегистрироваться в Федеральном реестре налогоплательщиков (RFC) и платить в федеральный бюджет налоги за покупки, которые являются импортными товарами и доходы от которых образуются за границей. Разумеется, маркетплейсы переложат эти налоги на мексиканского покупателя. Новые правила также затрагивают вообще все цифровые платформы, так или иначе работающие с мексиканскими потребителями, такие как Uber и Airbnb. Они также будут собирать НДС с потребителей и платить в мексиканский бюджет.
Ранее:
- иностранные продавцы не начисляли импортные пошлины и налоги на товары, отправляемые в Мексику,
- мексиканская таможня могла провести выборочную проверку и запросить оплату этих пошлин у мексиканского покупателя.
Теперь:
- иностранные продавцы обязаны взимать импортные пошлины и налоги у мексиканских покупателей на стадии оплаты заказа,
- иностранные продавцы перечисляют собранные пошлины в бюджет Мексики.
Одновременно правительство увеличило с 20-25% до 35% пошлину на импорт 121 наименований предметов одежды и 17 видов готовых текстильных изделий. Еще 17 тарифных позиций текстиля теперь облагаются пошлиной в размере 15% по сравнению с 10% ранее.
Следующим нововведением стала отмена лазейки, позволяющей товарам из Китая попадать в Мексику по более низким тарифам. Так называемый раздел 321 Закона о тарифах США 1930 года позволял беспошлинно ввозить в Соединенные Штаты товары стоимостью менее 800 долларов, а затем перепаковывать и переправлять их в Мексику. Таким образом, китайские поставщики с помощью американских компаний извлекали выгоду из беспошлинного порога. Теперь из этой схемы исключены поставки в Мексику из США тарифных позиций, классифицированных в соответствии с разделами 61, 62 и 63 Кодекса торговли товарами и услугами: предметы одежды и принадлежности к одежде, машинного или ручного вязания, в том числе трикотажные, прочие готовые текстильные изделия, наборы, одежда и текстильные изделия, бывшие в употреблении. То есть из льготного импорта исключили всю одежду и практически все готовые изделия из текстиля.
Цель налоговых нововведений – убить трех зайцев одним выстрелом. С одной стороны, повысить конкурентоспособность мексиканской текстильной промышленности, ограниченную низкими ценами и дешевой рабочей силой в третьих странах. С другой стороны, увеличить сбор налогов. Мексика имеет один из самых низких показателей собираемости налогов среди стран-членов ОЭСР. И наконец, правительство Мексики посылается примирительный сигнал правительству Дональда Трампа, поскольку подчеркивает дистанцирование Мексики от Китая, одновременно упрощая торговлю с США и Канадой. Ранее Трамп пригрозил поднять тарифы на импорт из Мексики.
Пока нет ясности относительно того, зачем китайским маркетплейсам налоговые данные мексиканских потребителей. При оформлении заказа индивидуальный код CURP можно указать любой, в том числе чужой, а налоговый номер RFC — общий для иностранцев в Мексике XEXX010101000. Платформа не будет проверять достоверность этих данных и не остановит оформление заказа. Вероятно, данные нужны для отчетности платформ перед Службой налогового администрирования Мексики (SAT), когда требуется указать не только фамилию и имя покупателя, но и его налоговые данные, пусть даже общие.