Мексиканский банк заморозил ваш счет
Мексиканский банк может заморозить ваш счет. Такое бывает, хоть и нечасто. Причины блокировки счета могут быть разные, но в основном, они связаны с обеспечением безопасности финансовых операций, когда банк считает деятельность по счету «подозрительной». Заморозка счета не означает, что вы потеряли ваши деньги. Просто какое-то время вы не сможете ими пользоваться, а затем либо счет разблокируют, либо предложат забрать деньги и закрыть счет.
Хотя «подозрительная деятельность» — понятие довольно субъективное, банк имеет право заморозить ваш счет, если пришел к выводу о подозрительной деятельности по вашему счету. Известные нам случаи включают:
- денежные переводы из-за рубежа от третьих лиц, причем не обязательно крупные суммы,
- переводы из определенных стран, которые мексиканские банки считают ненадежными с точки зрения отмывания денег; Россия входит в число таких стран,
- регулярные поступления крупных сумм,
- подозрения в уклонении от уплаты налогов,
- подозрения в финансировании терроризма, коррупции, незаконной торговли и т.д.
При этом банк может блокировать как отдельную транзакцию, так и счет в целом. Банк попросит письменно объяснить назначение финансовой операции и реже — предоставить документы, подтверждающие объяснение. Если клиент не предоставил достаточно информации для проведения проверки, банк продолжит блокировать счет до тех пор, пока клиент не выполнит его требование. Чаще всего банк перестраховывается.
Самый распространенный пример — вы получили крупный денежный перевод из-за рубежа. Вопросов не будет, если это перевод сам себе (имя фамилия отправителя и получателя совпадают, стоит отметка «перевод собственных средств»). Если это перевод от кого-то другого, да еще и сделан из неблагонадежной страны, банк может приостановить зачисление только перевода или даже всю деятельность по счету, а затем обратиться к клиенту, чтобы выяснить цель такого перевода. С таким же успехом и без вопросов перевод может быть зачислен на счет или отклонен банком, то есть решение о блокировке счета — это решение конкретного банковского клерка. Всегда старайтесь делать переводы сами себе и иметь подтверждение этому из банка-отправителя.
У банка могут возникнуть подозрения в уклонении от уплаты налогов. Лишь в редких случаях счет блокируется по инициативе Службы администрирования налогов Мексики (SAT) — тогда блокируются все счета налогоплательщика во всех мексиканских банках, а чаще всего — именно по инициативе самого банка. Так, банки обязаны передавать в SAT информацию о всех пополнениях счета наличными в сумме более 15 000 MXN в месяц. Но при этом банк не обязан блокировать счет, если клиент регулярно кладет на счет более 15 тысяч песо в месяц наличными, а у налоговой администрации нет ресурсов, чтобы реагировать на все превышения этой суммы (считается, что она мониторит лишь 7% всех счетов в стране). Банк скорее может заблокировать счет, если на него будут приходить много даже относительно небольших сумм от разных плательщиков и есть подозрения, что клиент ведет коммерческую деятельность без уплаты налогов. После того, как с начала 2023 года банки стали требовать от клиентов предоставлять налоговый номер RFC, блокировки счетов участились. Банк и сам может проверить по номеру RFC режим налогообложения клиента и сделать вывод о незаконной коммерческой деятельности. Но при этом банк не может требовать подтвердить уплату налогов, поскольку не обладает подобными полномочиями. Если предоставленные клиентом объяснения банк устроят, счет разблокируют, если не устроят — счет закроют. По нашему опыту, решающее значение имеет убедительность и правдоподобность объяснений, а не подтверждающие документы.
Некоторые банки Мексики могут отказать в открытии счета гражданам ряда стран СНГ, что связано как с международными ограничениями, так и с политикой самого банка. Уже открытый счет также могут блокировать исходя из гражданства клиента, даже с надуманным объяснением.
Мексиканские банки далеко не всегда сами сообщают о блокировании счета. Часто клиент узнает об этом, когда не может провести банковскую операцию. После этого банк всегда требует личного посещения клиентом отделения и разговора с менеджером.
Нам не известен регламент сроков, на которые банк имеет право блокировать счет клиента до выяснения обстоятельств «подозрительной деятельности». Бывает, что счет остается замороженным несколько месяцев. Чаще всего выглядит так, что мексиканские банки расследуют «подозрительную деятельность» совершенно неспеша, и обещаниям разобраться как можно скорее верить нельзя. Если вы считаете, что банк блокирует счет в течение необоснованного времени и без уважительной причины, смело требуйте объяснений и разморозки счета сначала от менеджеров банка, а далее — обращайтесь в Национальную комиссию по защите потребителей финансовых услуг (CONDUSEF).