Основы внешне-экономической деятельности в Мексике
Общие сведения о таможенных органах Мексики
Правовая база
Правовой базой для осуществления компаниями внешнеэкономической деятельности и работы таможенных органов в Мексике являются:
— Таможенный кодекс и его положения,
— Закон о внешней торговле и его положения,
— Общие правила внешнеэкономической деятельности,
— Резолюция, в соответствии с которой Министерство экономики издает Общие правила и критерии во внешней торговле,
— Таможенные соглашения (двусторонние, многосторонние),
— Соглашения о свободной торговле, подписанные Мексикой,
— Закон об общих налогах на импорт и экспорт и его тарифная часть,
— Федеральный закон о правах,
— Закон о добавленной стоимости,
— Внутренние регуляторные акты службы налогового администрирования,
— Внутренние регуляторные акты Министерства финансов и государственного кредита и т.д.
Основные участники
Импортер / Экспортер
Физическое или юридическое лицо, которое имеет право ввозить / вывозить товары иностранного / национального происхождения через таможню на национальную / иностранную территорию с целью размещения там на постоянной основе или временно.
Импортер должен быть зарегистрирован в реестре импортеров — об этом позже.
Таможенный агент
Физическое лицо, которое обладает правом осуществлять очистку товаров для экспорта и импорта и несет ответственность за достоверность и точность предоставленных данных и информации, определение таможенного режима товаров, правильную классификацию товаров и тарифов. Оно также отвечает за то, чтобы у импортера или экспортера были все документы, подтверждающие соблюдение всех обязательств, связанных с нетарифными правилами и ограничениями на такие товары, в соответствии с положениями таможенного законодательства и другими законами и применяемыми положениями (1).
(1) Согласно статьи 56 Таможенного кодекса. Эта же статья приводит исключения, когда таможенный агент в Мексике не будет нести ответственность.
Таможня (aduana)
Таможни в Мексике — это государственные административные учреждения, расположенные на границах, береговых зонах и в важных городах страны, которые отвечают за сбор налогов на экспорт или импорт товаров в адрес казначейства.
Главное таможенное управление (AGA) является субъектом федерального правительства, подчиненным Службе налоговой администрации (SAT), которая, в свою очередь, является децентрализованным органом Министерства финансов и государственного кредита (SCHP), основной функцией которого является надзор и контроль за ввозом и вывозом товаров, обеспечение соблюдения положений SHCP по вопросам внешней торговли, а также других министерств и федеральных органов исполнительной власти, обладающих соответствующими компетенциями. Кроме того, AGA также призвана помогать соблюдать национальную безопасность, защищать экономику страны, общественное здравоохранение и окружающую среду, предотвращая поступление опасных или нелегальных товаров в Мексику.
В соответствии со статьей 10 Таможенного кодекса, ввоз или вывоз товаров с национальной территории, операции по погрузке, разгрузке, перевалке и хранению, посадке или высадке пассажиров и досмотру багажа должны выполняться в уполномоченном месте, то есть на таможне, в определенный день и час (2).
(2) График работы таможенных органов в Мексике определен в Приложении 4 Общих правил внешнеэкономической деятельности.
На территории Мексики определены следующие 49 таможен, через которые разрешен ввоз или вывоз товаров:
1. Aduana de Aguascalientes.
2. Aduana de Ensenada.
3. Aduana de Mexicali.
4. Aduana de Tecate.
5. Aduana de Tijuana.
6. Aduana de La Paz.
7. Aduana de Ciudad del Carmen.
8. Aduana de Ciudad Acuña.
9. Aduana de Piedras Negras.
10. Aduana de Torreón.
11. Aduana de Manzanillo.
12. Aduana de Ciudad Hidalgo.
13. Aduana de Ciudad Juárez.
14. Aduana de Chihuahua.
15. Aduana de Ojinaga.
16. Aduana de Puerto Palomas.
17. Aduana del Aeropuerto Internacional de la Ciudad de México.
18. Aduana de México.
19. Aduana de Acapulco.
20. Aduana de Guadalajara.
21. Aduana de Toluca.
22. Aduana de Lázaro Cárdenas.
23. Aduana de Colombia.
24. Aduana de Monterrey.
25. Aduana de Salina Cruz.
26. Aduana de Puebla.
27. Aduana de Guanajuato.
28. Aduana de Querétaro
29. Aduana de Cancún.
30. Aduana de Subteniente López.
31. Aduana de Mazatlán.
32. Aduana de Agua Prieta.
33. Aduana de Guaymas.
34. Aduana de Naco.
35. Aduana de Nogales.
36. Aduana de San Luis Río Colorado.
37. Aduana de Sonoyta.
38. Aduana de Dos Bocas.
39. Aduana de Altamira.
40. Aduana de Ciudad Camargo.
41. Aduana de Ciudad Miguel Alemán.
42. Aduana de Ciudad Reynosa.
43. Aduana de Matamoros.
44. Aduana de Nuevo Laredo.
45. Aduana de Tampico.
46. Aduana de Tuxpan.
47. Aduana de Veracruz.
48. Aduana de Coatzacoalcos.
49. Aduana de Progreso.
Наиболее загруженными таможнями в Мексике являются Веракрус (морская на Мексиканском заливе), Мансанильо (морская на Тихом океане), Ларедо (наземная на границе с США) и Международный аэропорт Мехико (для товаров, прибывающих по воздуху).
Таможенное оформление товаров
Важной частью экспорта в Мексику является таможенное оформление, состоящее в выполнении актов и формальностей на таможне при ввозе товаров на территорию страны. Для этого мексиканский импортер представляет таможне через таможенного агента или таможенного представителя ходатайство (заявку) об импорте по конкретной операции. Также должны быть определены и оплачены импортные пошлины, если иное не предусмотрено.
Таможенное оформление осуществляется только через таможенного агента и после оплаты пошлин, применимых к данному товару или услуге. Пошлины обычно составляют процент от стоимости товара, агентские услуги тоже, поэтому рекомендуется, прежде чем оформлять товар, узнать суммы и того, и другого. Подобная практика оплаты услуг таможенных агентов признается Конфедерацией ассоциаций таможенных агентов Мексиканской Республики (CAAAREM).
Документы для импорта и экспорта
Согласно статье 36 Таможенного кодекса, все, кто ввозит или экспортирует товары, обязаны представлять таможенному органу через таможенного агента заявку (3) вместе со следующими документами:
a) В случае импорта (статья 36, часть I) к заявке прилагается коммерческий счет-фактура; транспортный документ (коносамент в морском сообщении, руководство при воздушной перевозке, письмо на перевозку на наземном транспорте); документы, подтверждающие соблюдение правил и нетарифных ограничений на импорт; сертификат происхождения; документ, подтверждающий гарантию депозитом, внесенным на таможенный счет, как указанно в статье 84-А Таможенного кодекса; если заявленная стоимость ниже расчетной — обоснование этого; весовой или объемный сертификат; в случае перемещения сыпучих грузов — информацию, которая позволяет идентифицировать, анализировать и контролировать груз.
В случае ввоза/вывоза машин и оборудования (товаров, которые могут быть идентифицированы индивидуально) должны указываться серийные номера, части, марка, модель или, если это применимо, технические или коммерческие спецификации, необходимые для идентификации товаров и их отличия от аналогичных. Эта информация может быть записана в заявке, в счете-фактуре, в отгрузочном документе или в прилагаемом документе с указанием номера соответствующей заявки, подписанном импортером, агентом или представителем таможенного органа.
б) В случае вывоза (статья 36, часть II) к заявке должен быть приложен контракт, счет или любой документ, определяющий коммерческую стоимость товара, а также документы, подтверждающие соблюдение правил и нетарифных ограничений.
(3) Фактически это таможенная декларация. Таможенная декларация является налоговым доказательством того, что все налоги были уплачены SAT за ввоз / вывоз товаров на национальную территорию или с нее. Она также служит для проверки законности пребывания товаров, которые были импортированы в страну. Содержит следующие данные: название импортера / экспортера, таможня оформления товаров, таможенный режим, название заказчика / поставщика, страна происхождения товара, тарифные правила, количество и единицы измерения, количество упаковок, счета-фактуры и другие данные. Более подробную информацию о заполнении заявки см. в Приложении 22 Общих правил внешней торговли.
Особенности импорта
Любой желающий импортировать товары в страну должен быть зарегистрирован как физическое или юридическое лицо в Службе налогового администрирования (SAT), в реестре импортеров (El padrón de importadores).
Необходимо учитывать, что при ввозе определенных товаров импортер должен быть зарегистрирован в реестре для ввоза именно этих конкретных товаров в соответствии с их тарифной статьей классификации, то есть в определенном (отраслевом) разделе реестра импортеров. Цель — выявить или предотвратить негативные последствия ввоза таких товаров для экономики страны, а также для охраны общественного здоровья и национальной безопасности. Такими товарами являются:
1. Химические продукты.
2. Радиоактивные и ядерные вещества и продукты.
3. Химические прекурсоры и основные химические вещества.
4. Огнестрельное оружие и его запасные части, принадлежности и боеприпасы.
5. Взрывчатые вещества, материалы, связанные с взрывчатыми веществами.
6. Химические вещества, материалы для пиротехнических целей и приспособления, связанные с использованием взрывчатых веществ.
7. Прочее оружие и принадлежности; холодное оружие и аксессуары; взрыватели.
8. Машины, устройства, приспособления и прочее, связанные с оружием.
Для регистрации в общем или отраслевом реестре импортеров необходимо быть зарегистрированным в Федеральном реестре налогоплательщиков (RFC), иметь электронную подпись (FIEL) и патенты таможенных агентов, с участием которых будут производиться импорт и / или экспорт.
Таможенные режимы
Все товары, ввозимые или вывозимые из Мексики, должны быть оформлены в соответствии с таможенным режимом, определенным импортером, в соответствии с целью внешнеэкономической операции на национальной территории или за рубежом.
Когда товар представляется таможне для его ввоза или вывоза из страны, в заявке должен быть указан пункт назначения.
Мексиканское законодательство предусматривает шесть таможенных режимов с их вариантами (4):
1. Постоянный
— Импорт
— Экспорт
2. Временный
— Импорт
а) возврат за границу в том же состоянии
б) для обработки, трансформации или ремонта
— Экспорт
a) возврат в страну в том же состоянии
б) для обработки, трансформации или ремонта
3. Налоговый депозит
4. Транзит товаров
— Внутренний
— Международный
5. Обработка, трансформация или ремонт в контролируемой таможенной зоне
6. Ответственное налоговое хранение
(4) Статья 90 Таможенного кодекса
Таможенные сборы
Общий налог на импорт «IGI» (тариф)
Общий налог (тариф) на импорт может быть: Ad-valorem (в процентах от таможенной стоимости товара), специфический (в денежном выражении на единицу измерения) и смешанный (сочетание предыдущих двух).
IGI должен совпадать с тарифным кодом, по которому классифицируется импортируемый товар, в соответствии с Тарифом общего законодательства об импортном и экспортном налоге или мексиканским списком тарифов, предусмотренным в соглашении о свободной торговле.
Налог на добавленную стоимость (НДС)
НДС на импорт составляет 16%. В случае импорта материальных товаров стоимость, используемая для целей общего налога на импорт, увеличивается на сумму этого налога, добавляются остальные платежи, которые должны быть оплачены на импорт, например, компенсационные пошлины. НДС начисляется сверху окончательной суммы.
Налог на новые автомобили (ISAN)
ISAN возникает в случае импорта автомобилей и определяется путем применения ставки, установленной в Законе об ISAN, от стоимости, применяемой для целей общего налога на импорт, с добавленной суммой этого налога и других налогов, подлежащих уплате при импорте, за исключением НДС.
Специальный налог на производство и услуги (IEPS)
IEPS применяется при ввозе определенных товаров (алкогольные напитки и пиво, спирт, денатурированный алкоголь, энергетические напитки, некристаллизуемые меды, стилизованный табак, бензин, дизельное топливо и др.) и определяется путем применения ставки, указанной в статьях 1, 2 и 2-A Закона об IEPS.
Специальная таможенная процедура (ДТА)
DTA (специальная ставка) (5) применяется к таможенным операциям, которые осуществляются с использованием соответствующего таможенного документа, предусматривающего такую ставку. Чтобы узнать сумму платежа, следует обратиться к статьям 1 и 49 Федерального закона о правах, поскольку суммы обновляются раз в полгода.
(5) DTA — это сбор, он не является налогом и должен облагаться НДС в соответствии со статьей 1 Закона о налоге на добавленную стоимость.
Таможенные тарифы, нетарифные правила и ограничения
Таможенные тарифы — это налоги, которые импортеры и экспортеры должны оплачивать на таможне страны для ввоза или вывоза товара. Узнать таможенный тариф на конкретный товар довольно просто, поскольку все они находятся в Таможенном тарифе. Закон о таможенном тарифе является инструментом, обеспечивающим прозрачность и определенность для экспортера и импортера. В Мексике законом, регулирующим таможенные тарифы, является Закон об общих налогах на импорт и экспорт (LIGIE), точнее, его тарифная часть TIGIE
Нетарифные правила — это меры, установленные правительствами для контроля за потоком товаров между странами, для защиты отечественных производителей, для нужд национальной экономики или для сохранения окружающей среды, защиты здоровья населения, здоровье животных и растений, для обеспечения потребителей товарами хорошего качества и т.д. В целом, неважно, с какой целью они установлены, главное, что они могут влиять на внешнеэкономическую деятельность.
В Мексике существует несколько правил и нетарифных ограничений:
Количественные нетарифные правила
— Разрешение на экспорт и импорт
— Квоты
— Меры против недобросовестной практики международной торговли: дискриминационных цен и субсидий
Качественные нетарифные правила
— Официальные мексиканские стандарты (маркировка, фасовка и упаковка, методы, токсичность и т. д.).
— Маркировка страны происхождения
— Санитарные правила
— Стандарты качества (ISO)
— Экологические нормы
Далее мы рассмотрим правила и нетарифные ограничения для ввоза продукции для здравоохранения и продовольствия.
Импорт и экспорт товаров и услуг, относящихся к сектору здравоохранения и продовольствия
Сектор здравоохранения
Согласно Общему закону о здравоохранении, Министерство здравоохранения осуществляет полномочия по регулированию, контролю и охране здоровья через Федеральную комиссию по защите от санитарных рисков (COFEPRIS) (6), которые касаются, в частности, санитарного контроля продуктов, услуг при их импорте и экспорте, а также предприятий, занимающихся переработкой продуктов; осуществляет санитарный контроль переработки, использования, обслуживания, импорта, экспорта и окончательной утилизации медицинского оборудования, протезов, ортезов, функциональных средств, диагностических средств, расходных материалов для стоматологического применения, хирургических материалов, лечебной и гигиенической продукции в учреждениях, где такая продукция используется.
(6) COFEPRIS — независимый орган с административной, технической и оперативной автономией. Руководителем является Федеральный комиссар, назначаемый Президентом Республики по предложению министра здравоохранения, который и курирует COFEPRIS.
Процедуры, которые должны быть выполнены по регламентам Федеральной комиссии:
Импорт продуктов и материалов, влияющих на здоровье, и материалов из клеток, тканей, крови и производных:
— санитарное разрешение на импорт товаров медицинского назначения (лекарственные средства, медицинские устройства и сырье);
— разрешение на пересадку клеток, тканей, крови и производных;
— предварительное санитарное разрешение на импорт: продукты питания, пищевые добавки, безалкогольные напитки, табак, пестициды, органические и минеральные удобрения, токсичные вещества.
Экспорт продуктов и материалов, влияющих на здоровье, и материалов из клеток, тканей, крови и производных:
— экспортный сертификат на товары для здоровья и подобные;
— разрешение на экспорт клеток, тканей, крови и производных.
Пищевые продукты, пищевые добавки и их сырье, косметические продукты и добавки:
— разрешение на экспорт;
— сертификат анализа продукта;
— сертификат о надлежащей практике;
— экспортный сертификат.
Пестициды и удобрения:
— разрешение на экспорт;
— экспортный сертификат.
Продовольственные товары
Национальная служба охраны здоровья, безопасности и качества пищевых продуктов (SENASICA) при Министерстве сельского хозяйства, животноводства, развития сельских районов, рыболовства и продовольствия (SAGARPA) через Генеральное управление здоровья растений отвечает за установление фитосанитарных требований, которым должны отвечать растения, их продукты и побочные продукты для импорта и обращения на внутреннем рынке, в целях предотвращения завоза и распостранения вредителей, представляющих фитосанитарный риск для страны или какого-либо региона, на основе технического изучения вопроса. Она также отвечает за сертификацию фитосанитарных условий растений, их продуктов и побочных продуктов, подлежащих экспорту или реэкспорту, в соответствии с фитосанитарными требованиями стран-импортеров. Эти функции предоставлены ей Федеральным законом о здоровье растений.
Ввоз овощей, их продуктов и побочных продуктов в Мексику регулируется Федеральным законом о здоровье растений, Соглашением о создании комплекса фитосанитарных требований для ввоза товаров, регулируемого Министерством сельского хозяйства с точки зрения здоровья растений, а также Соглашением, которое устанавливает классификацию и кодификацию товаров, импорт которых регулируется Министерством сельского хозяйства через Национальную службу здравоохранения, продовольственной безопасности и качества пищевых продуктов.
Здоровье животных
SENASICA через Генеральное управление здоровья животных устанавливает с научной и технической точки зрения требования к здоровью животных, которым должны соответствовать все операции по импорту и экспорту. Она также ведет переговоры и заключает соглашения о признании состояния здоровья животных со странами, заинтересованными в торговом обмене.
В случае экспорта выполняются следующие функции: применение стандартов, руководств и программ, гарантирующих соблюдение зоосанитарных протоколов для экспорта; координация разработки официальных правил, дающих юридическую определенность этим стандартам и руководствам; внесение предложений о зоосанитарных протоколах и соглашениях со странами, заинтересованными в торговом обмене.
Для импорта животных и товаров для животноводства существуют зоосанитарные требования, установленные Мексикой. Они призваны гарантировать соблюдение требований к здоровью животных.
В целях предотвращения ввоза вредителей и болезней, которые не распространены на национальной территории и / или для предотвращения увеличения их численности издаются зоосанитарные руководящие принципы для определения карантина импортируемых животных. Кроме того, ограничения применяются в случае зоосанитарных чрезвычайных ситуаций или подозрения на риск.
Процессы осуществления коммерческой торговли администрируются и оцениваются с помощью компьютерных систем для выдачи сертификатов о зоосанитарном экспорте, списков требований (импорт) и соответствующих руководств по процедурам.
Договоры о свободной торговле между Мексикой и другими странами мира
Обязательства
Выше мы разобрали, что такое импортный тариф (IGI). В Мексике импортные тарифы могут применяться также в следующих видах:
I. Тарифная квота — когда устанавливается тарифная ставка для определенного количества или стоимости экспортируемых или импортируемых товаров и другой процент для экспорта или импорта тех товаров, которые превышают определенный объем или стоимость;
II. Сезонный тариф — когда установлены разные тарифные ставки для разных периодов года;
III. Другие тарифы — по решению Федерального органа исполнительной власти.
В соответствии с положениями статьи 14 Закона о внешней торговле, некоторые тарифы могут отличаться от общих тарифов, если они установлены в международных торговых соглашениях или конвенциях, участником которых является Мексика.
Мексика подписала 13 соглашений о свободной торговле с 44 странами (TLC), 28 соглашений о поощрении и взаимной защите инвестиций (APPRI) и 9 торговых соглашений в рамках Латиноамериканской интеграционной ассоциации (ALADI).
Торговое соглашение | Страны |
TLCAN | США, Канада |
TLC – G3 | Колумбия, Венесуэла (по факту — только Колумбия) |
TLC MEXICO – COSTA RICA | Коста-Рика |
TLC M[EXICO – NICARGUA | Никарагуа |
TLC MÉXICO – CHILE | Чили |
TLCUEM | Страны ЕС и Великобритания |
TLC MEXICO – ISRAEL | Израиль |
TLC MEXICO – TRIANGULO DEL NORTE (TN) | Сальвадор, Гватемала, Гондурас |
TLC MEXICO – AELC | Исландия, Норвегия, Лихтенштейн и Швейцария |
TLC MEXICO-URUGUAY | Уругвай |
ACUERDO DE ASOCIACIÓN ECONÓMICA MÉXICO-JAPÓN | Япония |
TLC MEXICO — PERU | Перу |
TLC MEXICO – PAISES CENTROAMERICANOS | Коста-Рика, Сальвадор, Гватемала, Гондурас, Никарагуа (по факту — кроме Коста-Рики и Гватемалы) |
Если вы хотите экспортировать в Мексику товар, у которого есть тарифные преференции от стран, с которыми Мексика подписала договоры или коммерческие соглашения, важно предъявить сертификат происхождения, чтобы воспользоваться этими тарифными преференциями.
Сертификат происхождения
Сертификат происхождения — это формально документ, в котором указано, что продукт происходит из определенной страны или региона и, следовательно, может пользоваться льготным тарифным режимом. Он является необходимым документом для таможенного оформления товаров в любой точке мира, когда речь идет о льготных тарифных ставках.
Подделка, фальсификация или изменение сертификата происхождения может быть основанием для экономических и уголовных санкций как для экспортера, так и для импортера. Компетентные органы стран, которые предоставляют преференциальный режим, имеют право проверять происхождение товаров в соответствии с руководящими принципами соответствующих разделов тех же договоров. Вот почему рекомендуется тщательно изучить происхождение товара и быть внимательным при заполнении сертификата происхождения.
Соглашение о свободной торговле между Мексикой и Европейским союзом (TLCUEM)
В июле 2000 года вступило в силу Соглашение о свободной торговле между Мексикой и Европейским союзом (TLCUE). Для продуктов, происходящих из ЕС, для использования тарифных преференций в Мексике каждая экспортная отгрузка должна сопровождаться сертификатом происхождения EUR.1.